Исторические факты Енисейска - Город Енисейск
Вернуться к обычному виду

Исторические факты Енисейска

  Здание архива фото александровский приют.jpg

Из истории Александровского приюта

Большая часть старинных зданий-памятников в Енисейске, будь-то храмы, учебные заведения, 
общественные учреждения возводились и функционировали при участии купцов, зажиточных мещан,
которые не жалели средств на эти цели, дабы оставить свой след в истории города. Одним из таких
учреждений был Александровский дом призрения бедных детей


Енисейская ярмарка

Енисейская ярмарка – одна из крупнейших ярмарок Сибири в ХVII – XVIII вв., через которую поступала Рынок.jpg
на рынок пушнина Туруханского края. Проводилась ежегодно в августе. В Енисейске сходились пути купцов
из Сибири, европейской России, Европы: приезжали азиатские торговцы (персы, армяне, бухарцы).
От китайской границы сюда везли хлопчато-бумажные (даба, китайка) и шелковые ткани, фарфор, чай и табак. 
 Из Тобольска поступали главным образом русские товары: сукно, черкасский табак, холсты, валенки, ткани, ножи,  вилки, обувь, мед, вина.


КБО – каким было оно?

На хранение в МКУ «Архив города Енисейска» поступили документы (государственная часть) одного из старейших предприятий города Енисейского городского производственного объединения бытового обслуживания населения (Енисейский комбинат бытового обслуживания):






Рыбный промысел в Енисейске в 19 веке

О рыбном промысле на Енисее в XIX в.

По статистическим данным , помещенным в «Памятной книжке Енисейской губернии за 1891 г.», рыбным промыслом в 1890 году в Енисейской губернии занимались жители почти всех округов, но промысел этот преобладал главным образом в Туруханском крае и Енисейском, Минусинском округах. В течение 1890 года добыто красной и белой рыбы и икры на сумму 177954 руб. 84 коп. 




Где эта улица...
ул.Ленина (Большая) 1914-1915 г.г.Дом городского общества и мужская гимназия.jpg

Вы идете по городу, читаете названия улиц: Бабкина, Фефелова, Перенсона, Тамарова… Кто эти люди, какую роль сыграли в судьбе нашего города, страны, что их имена носят улицы?
Когда появились первые названия улиц в Енисейске, точно сказать трудно. По алфавитной книге домовладений  города Енисейска, хранящейся в городском архиве, датированной  1856 годом, город вдоль берега Енисея был разделен на 3 жилых участка: первый участок – от реки Мельничной до Абалакского моста, второй, центральный – от Мельничной до переулка Святоградского (ныне пер. Худзинский), третий – от Святоградского в сторону Вологдинской заимки.

 


Енисейский уездный военный комиссариат

История военкомата

08 апреля 1918 года Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам. Точная дата образования Енисейского уездного военного комиссариата не известна. По документам архивного фонда Енисейского уездного военного комиссариата его штат был утвержден и подписан председателем Реввоенсовета Республики Э.Склянским 16 января 1919 года.
Енисейский уездный военный комиссариат являлся высшим военным учреждением в Енисейском уезде, осуществлял руководство и контроль за деятельностью волостных военных комиссариатов, подведомственных ему воинских частей, управлений, учреждений и заведений военного ведомства. Основные функции военкомата – проведение допризывной подготовки и всеобщее воинское обучение населения уезда, агитационно-просветительская  деятельность и политическое воспитание войск.
объявление о призыве добровольцев.jpgПослужной список.jpgПриказ №15 о трудоповинности.jpgПриказ о постановке на учет священнослужителей.jpgПриказ о распространении слухов.jpg

Приказ о сдаче инвентаря.jpgПриказ об изготовлении звезд на папахи.jpgПриказ об убийстве военного комиссара.jpg



Богоявленский СоборБогоявленский собор г.Енисейска.jpg

Историческая справка о Соборе

     По документам Благочинного градо-Енисейских церквей и сведениям, содержащимся в  очерках по истории развития и застройки города Енисейска В.В.Буланкова и К.Ю. Шумова, следует, что строился Богоявленский собор несколько десятков лет, и точные даты начала и завершения строительства всех его пределов по разным источникам разнятся.
     Первые же упоминания о Богоявленской соборной церкви города Енисейска относятся к 1647 году, когда енисейский воевода Ф.Полибин, сообщая в Сибирский приказ о состоянии острожных укреплений, назвал среди прочих городских построек деревянную церковь Богоявления. Она располагалась за пределами острога, с западной стороны и имела два предела.




Успенская церковь города ЕнисейскаУспенская церковь 1914 год.jpg

Историческая справка о Церкви

    220 лет тому назад по благословению архиепископа Тобольского Варлаама «сентября 9 дня 1793 года» была заложена каменная Успенская церковь в городе Енисейске на капиталы енисейского купца Ефима Трескина, «кончена постройкою 1797 года и освещена в том же году».
    Изначально Успенская церковь была деревянной. «Успенская церковь получила начало свое 11 числа мая 1774 года по желанию всех Енисейского города жителей и благословению Епархиального Преосвященного. В городе Енисейске состоявшая приходская гостинодворская Преображенская деревянная церковь была праздною. За построением вместо оной на другом месте каменной церкви, тогда эта деревянная церковь перенесена была на настоящее место и складена тщанием вышеназванного города жителей по указанию места сего, как никем не застроенного, с названием кладбищенская, и освещена была в том же году во имя Успения Пресвятой Богородицы, - гласит запись в клировой ведомости, - в 1793 году церковь сия по ветхости своей была разобрана и превращена в дрова для отопления каменной церкви, предположенной вместо ея строится». 


                         К 280-летию Воскресенской церкви


В МКУ «Архив города Енисейска» имеются на хранении клировые ведомости фонда «Благочинный градо-Енисейских церквей» за 1840-1908 годы, в которых по Воскресенской церкви г. Енисейска имеются следующие данные:«Каменное здание Воскресенской церкви на месте прежней деревянной заложено:«Церковь сия заложена в 1735 году и достроена около 1747 года тщанием посадского человека Ивана Щукина на добровольные пожертвования жителей Енисейска и других городов. Зданием каменная с такового же колокольнею и оградою, крепка.Престолов в ней четыре: холодный – во имя Воскресения Христова, который построен около 1747 года; теплый, по правую руку, - в честь чудотворной Иконы Божьей Матери Казанской, построенный в 1773 году; по левую – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в 1757 году; под колокольнею – во имя Святого Апостоля и Евангелиста Иоана Богослова. Число прихожан –460». Согласно клировой ведомости за 1841 год причта положено по штату: священник, дьякон, два причетчика, которые получали по тем временам скудное жалованье. Священник жил в своем собственном доме на купленной им же земле. Причетчики своих домов не имели, один из них жил у священника, а другой на квартире. Земли при церкви усадебной не имелось, а пахотной и сенокосной 66 десятин, отведенной в 1849 году, плана и межевой книги на эту землю получено не было, пользовались землей сами церковнослужители, отдавая частным лицам в арендное содержание. Также отдавались в аренду под лавки частным людям имеющиеся 3 деревянных здания, находящиеся в Маркитском ряду. В пожаре 27 августа 1869 года Воскресенская церковь обгорела снаружи и вся внутри, кроме Казанского южного придела. В пожаре сгорел вместе со своей женой и еще 6 человек священник Воскресенского прихода Илья Васильевич Хнюнин. К 1882 году повреждения, причиненные пожаром были исправлены и вся церковь восстановлена частью на добровольные пожертвования прихожан, частью на деньги, вырученные от продажи горелого серебра и меди. По указу Святейшего Синода от 25 июля 1817 года за №2488 согласно высочайше утвержденной 30 апреля 1877 года выписки расписания приходов и причтов енисейской Епархии вошла в состав Енисейского Богоявленского Собора Воскресенская церковь. Служба в ней совершалась в среду, в субботу, во все воскресные и праздничные дни и, кроме того, в другие дни по возможности. В клировой ведомости за 1898 год значится, что Воскресенская церковь по просьбе прихожан Указом Святейшего Синода от 4 декабря 1881 года №4504 оставлена самостоятельной с определением особого причта из священника и псаломщика. Домов для причта не было, и поэтому причт жил на частной квартире на свои средства. На содержание причта жалованье не полагалось, а пользовался причт доброхотными деяниями от прихожан. Состоятельные граждане города Енисейска: Фунтосова Е.Г., Захарова Е.С., Дементьев Н.Н. и др. пожертвовали церкви определенные суммы. Проценты от данных пожертвований жителей города Енисейска шли в пользу причта и на разные нужды. На содержание причта с 1903 года было положено жалованье: священнику – 300 рублей, псаломщику – 100 рублей в год. Также в клировых ведомостях имеются автобиографические данные церковнослужителей Воскресенской церкви. Священники Воскресенской церкви с 1841-1843, 1845-1905 годы:

1841-1843 гг. – Гавриил Ушаков;

18.11.1845-27.08.1869 гг. – Илья Васильевич Хнюнин;

1870 г. – Николай Малахов;

15.01.1882-1905 гг. – Николай Иванович Попов.