К дню борьбы с коррупцией - Город Енисейск
Вернуться к обычному виду

К дню борьбы с коррупцией

08.12.2020

К дню борьбы с коррупцией

Коррупция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) - понятие, обозначающее обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

Первые упоминания о взятках сохранились в уцелевших записях времен Древней Руси. В IX веке Древнерусским государством была заимствована система, названная «кормлениями», представляющая собой, особый способ содержания должностных лиц за счет местного населения. В XV в. коррупция в России приобрела системный характер. Чиновник выполнял за подношение какое — то действие, напрямую связанное с его прямыми обязанностями, это явление было названо — «мздоимство». В 1561 г. Иваном Грозным была введена Судная грамота, которая устанавливала санкции за получение взятки судебными чиновниками. Существенные изменения в области предотвращения коррупции были предприняты Петром Первым. В декабре 1714 г. был издан указ «О воспрещении взяток и посулов», который предусматривал смертную казнь за коррупцию. Наибольшего расцвета коррупция достигла в последние годы правления Николая II, когда продавались и покупались высшие должности в его правительстве. Попытки ужесточить борьбу с коррупцией в период 1911-1916 гг. были вызваны превращением коррупции в отлаженную мобилизованную оппозиционную политическую организации.

В период построения социалистического государства также не удалось избавиться от взяточников. Следует отметить, даже при тоталитарном режиме И.В. Сталина, коррупция не была полностью истреблена, хотя его правление было наименее коррумпированным. Вот некоторые примеры преступных деяний, совершенные в советское время, опубликованные в газете «Енисейская правда» за 1933, 1938, 1940, 1962 годы.

«Сурово карать растратчиков государственных средств»

«Инспектор райсберкассы установил, что управляющий Стрелковской конторой «Севполярлеса» К… 2 месяца использовал в обороте своего предприятия 700 руб. займовых средств. Дело передано прокурору для привлечения К… к уголовной ответственности. Руководители организаций и бухгалтера должны из этого вывести себе урок. Запомнить, что использование государственных средств не по назначению – большое преступление».

(«За большевистские темпы» № 56 от 2 октября 1933 года)

«Сельсовет потакает мошеннику»

«В с.Назимово организован кружок физкультуры. Руководитель этого кружка К… с ведома сельсовета начал продавать охотничьи билеты, а вырученные деньги присваивал себе. На этом К… «заработал» немало».

(«Енисейская правда» № 16 от 11 февраля 1938 года)

«Теплая семейка»

«В маклаковском отделении Красторга процветает семейственность. Заведующий У… окружил себя родственниками. Отделением он совершенно не руководит. За него выполняет обязанности заведующего жена, шурин П… и теща. П… чувствует себя полным хозяином. На работу идет, когда захочет и выбирает для себя более выгодную. Этот П… по-своему хозяйничает. 8 мая он забрал сено для своей коровы, а лошадей отделения оставил без корма. В пекарне полная безхозяйственность. Есть случаи хищения хлеба и муки, а У… потворствует ворам…»

(«Енисейская правда» № 57 от 28 мая 1938 года)

«Растратчик за прилавком»

Продавец Баженовского отделения Анциферовского сельпо М… растратил более двух тысяч рублей. Вместо того, чтобы растратчика привлечь к ответу за хищение кооперативных средств, правление сельпо оставило его продавцом на прежнем месте. Странную же позицию занимают руководители Анциферовского сельпо по отношению расхитителей социалистической собственности».

(«Енисейская правда» № 138 от 30 октября 1940 года)

«Главбух во хмелю»

«З… не заметил, как заснул за рабочим столом, а когда проснулся, в кабинете уже никого не было. Голова трещала от хмельного угара. Сквозь запотевшие очки ему померещилась расплывчатая человеческая фигура. Мучавшая все эти дни мысль подсказала: ревизор-следователь. З… вдруг представил себя на скамье подсудимых. «В чем я виноват?» - шептали его трясущиеся губы.

И, как ни странно, вопрос не остался без ответа. Трезвое сознание давно уже подготовило себе обвинительное заключение. Вот оно: «Тов. З…, главный бухгалтер строительного управления «Красноярскгэсстрой», используя свое служебное положение, сознательно нарушает финансовую дисциплину. По состоянию на 1 августа 1962 года он имеет дебиторскую задолженность по заработной плате в сумме 41 рубль. Несмотря на это, в первой половине месяца взял в кассе денег в счет заработной платы за август 194 рубля, тогда как его оклад составляет всего лишь 169 рублей. Живя в коммунальной квартире с декабря 1961 года, тов. З… ни разу не выписывал дрова, а брал бесплатно со склада, ни разу не платил за квартиру и освещение и имеет задолженность в сумме 51 рубль. По приезду на работу ему было выдано на временное пользование 2 тулупа, 4 байковых одеяла, 4 простыни, 4 подушки, 4 наволочки, 2 матраца. Он эти вещи не на склад не сдал и оплату не произвел. Кроме того, им списано со склада 12 кг кошмы и 44 метра дерматина, а на самом деле этими вещами пользовался сам».

Как видно, З… считает, что государство – дойная корова. Не было еще случая, когда бы он трезвым проработал весь день. Разве можно допустить, чтобы ответственная бухгалтерская работа сочеталась с хмельным бредом. Двадцатого августа 1962 года день выплаты рабочим заработной платы, а З… даже глазом не моргнул, чтобы организовать своевременное получение денег. Он в этот день после обеда не пришел на работу, занявшись очередной пьянкой. Обо всем этом знают главный инженер тов. С… и начальник СУ тов. Ск…, но никаких мер не принимают, как будто намеренно закрывают на это глаза. Когда же главному бухгалтеру тов. З… будет не мерещиться сквозь хмель грозный судья, а в действительности предстанет перед ним и привлечет к строгой ответственности?»

(«Енисейская правда» № 20 от 23 августа 1962 года)

«Сорную траву – с поля вон»

«Чтобы рабочему или служащему накопить крупную сумму для покупки какой-либо дорогой вещи, нужно каждый месяц откладывать сберегательную книжку по несколько рублей. Так делают почти в каждой семье. А вот М…, заведующая буфетом в школе № 1, нашла более «ускоренный» вариант накопления денег. В ее «рационализации», ценно то, что вклад на сберкнижку поступал не из зарплаты. Если пирожки или песочники стоили 4 копейки, то М… продавала их по 5 копеек. Дети ведь не вникают в цены. А копейка по копейке ей на книжечку течет. З обсчет детей М… уволили с работы, но прошло немного времени, и она снова бойко торгует в буфете аэропорта.

- Ведь Вас уволили с работы, почему же Вы снова торгуете? – спрашиваем мы М…

- Надо уметь жить. Пройдет немного времени. У начальства сердце успокоится, «подпустим» вдобавок горькую женскую слезу. И опять все в порядке, - вкрадчиво молвит она.

Руководители Енторга т.т. Г… и Х… поддались на эту уловку и пригрели нечестного работника. Покупатели! Присмотритесь хорошенько! М…, наверное, снова применяет свою «рационализацию».

(«Енисейская правда» № 27 от 8 сентября 1962 года)

«Бракоделы и их покровители»

«Наш дом № 89 по улице Рабоче-Крестьянской пять лет тому назад был сдан в эксплуатацию массой недоделок. В настоящее время он пришел в негодность – сгнили полы, балки. Весной после долгих упрашиваний руководители ремонтной конторы горкоммунхоза пообещали провести капитальный ремонт. Наконец, когда с неба полетели «белые мухи», они перешли от слов к делу. к нашему дому привезли кирпич, глину. Строители разобрали полы, сложили новые печи и ушли, оставив горы мусора. Мы пошли в контору узнать причину остановки ремонта. Нам ответили: «У вас все сделано». И началось «хождение по мукам». Окончилось оно тем, что пришла мастер т. Ш… с рабочими и распорядилась обивать стены дранкой без предварительной очистки от старой штукатурки. Затем началась промазка стен раствором без извести и алебастра. В результате штукатурка до сих пор не высохла, потрескалась, обваливается. В квартире стоит сырой, тяжелый воздух. Многие дети наших семей заболели и находятся сейчас в больнице. Вот к чему привело безответственное отношение к работе т. Ш… не пора ли руководителям ремконторы горкоммунхоза осуществлять должный контроль за качеством строительных и ремонтных работ?

Партия и правительство большое внимание обращает на скоростное доброкачественное строительство и ремонт жилых домов. А у нас еще не выявились бракоделы и покровительствующие им добрые дядюшки, как например, начальник ремконторы т. О…»

(«Енисейская правда» № 57 от 20 ноября 1962 года)

«Где же честность?»

Как-то, еще в апреле этого года, в объединенном постройкоме зашла речь о том, что местком треста не выполняет план по сбору членских взносов. Попытались организовать проверку. Однако бывший председатель месткома т. П… отказался дать учетные карточки членов профсоюза, ссылаясь на то, что у него нет времени. Повторные попытки так же не привели к положительным результатам. В августе управляющий трестом т. Я… назначил П… исполняющим обязанности директора КПП. Волей-неволей ему пришлось передать профсоюзные дела новому председателю. Когда проверили учетные карточки, то ту многих членов профсоюза оказалась большая задолженность по взносам, хотя они своевременно их уплачивали. …Принял т. П. взносы и от других членов профсоюза, но марки в их билеты и карточки не вклеил. Кроме того, П… на 20 рублей брал марок в объединенном постройкоме, а деньги не внес. Используя свое служебное положение, он сам не платил взносы со дня обмена профбилета, т.е. 2 года. Только 7 декабря, после воздействия общественности, П… рассчитался со своей задолженностью и возвратил сумму собранных взносов с других членов профсоюза. Где же ваша честность, тов. П…?»

Основание: Ф.Р-210. Оп.3. Д.3. Л.56о.с. Д.8. Л.Л. 32о.с., 113о.с. Д.10. Л.272о.с. Д.33. Л.Л. 40, 55о.с., 116, 135о.с.


Возврат к списку