Город в огне (150 лет со дня трагедии) - Город Енисейск
Вернуться к обычному виду

Город в огне (150 лет со дня трагедии)

07.06.2019

Город в огне (150 лет со дня трагедии)


Енисейск – прекрасный город на великой русской реке основанный в 1619 году. В середине XVIII в. Енисейск достиг своего высшего расцвета и вошел в десятку крупнейших городов России. В XIX в. Енисейск — самый крупный город губернии был одним из красивейших в Сибири. Здесь работали зодчие и архитекторы, которые создали архитектуру города. Лиственница и сосна служили основным строительным материалом. После прокладки "южного пути" на восток - Московского тракта, началось медленное угасание города. Усугубил положение Енисейска и поменял его деревянный облик катастрофический пожар в 1869 году. Ужасная трагедия истребила город с вековым достоянием почти до основания.
В газетах «Голос» и «Биржевые ведомости» за 1869 год в подробностях описывается эта ужасная трагедия и ее последствия. 27 августа 1869 года с самого утра поднялась довольно сильная буря, переросшая к обеду в шторм. Пожар начался в 11 часу дня. В половине двенадцатого, когда загорелся дом на Барабе (ул.Крупской) забил набат. Раздуваемые ветром искры неслись в самые отдаленные участки города, поэтому разом вспыхнуло несколько пожаров. Сильный ветер гнал пламя к центру с такой скоростью, что к трем часам дня весь город уже был в огне: «Дома загорались десятками вдруг…». Такую огненную стихию нельзя было остановить пожарной командой, состоящей из 12 человек и оснащением того времени. От бушующего огня поднялась такая температура, от которой в женском монастыре начал плавиться колокол 350 пудов. Когда читаешь статьи с описанием пожара, с содроганием представляешь это трагическое бедствие: «Настала страшная картина ужаса и беспорядка, – многие, спасаясь падали в огонь и там сгорали заживо. Кто кричит, где требуют помощи, – ничего разобрать было невозможно; страшный дым и смрад застилали воздух, жар палил глаза, и зажигал платье... Более трех четвертей города была в сплошном пламени, из которого в беспорядке и ужасе выбегали полуобгорелые люди, стараясь только спасти свою жизнь.» Люди гибли в огне и в воде. Многие утонули в Енисее, где пытались укрыться от огня. От урагана на реке поднялись высокие волны и людей уносило течением. Некоторые задыхаясь от жара и дыма сами опускались под воду и тонули. Многие хотели спастись от пожара на судах и плотах, стоявшие на Енисее, но пламя было таким сильным, что загорелись даже они.... Люди пытались укрыться в маленькой речке «Мельничная», оставаясь в воде по горло, но умирали от сильного жара, летящих огненных обломков, искр, дыма и пепла.
Золотопромышленник Иван Александрович Григоров, живший в нагорной части города, пытаясь спасти свой дом заплатил 3000 рублей. Нашлось около 150 желающих. Несмотря на то, что огромный дом уже тлел и дымился, он был спасен с помощью трех гидропультов и двух пожарных машин. Вместе с домом были спасены и близлежащие дома, которые бы обязательно загорелись от построек Григорова.
Город весь сгорел. Осталась лишь шестая часть города на окраинах с небогатыми домишками. Сгорело 1 300 домов, 4 старинных и богатых церкви, два монастыря постройки конца 16 века, присутственные места с делами, почтовая контора, две аптеки, гостиный двор, лавки, магазины, пристань, набережная, общественный банк со всеми капиталами, запасы хлеба до полумиллиона пудов – все это сгорело за каких-нибудь три часа. Убыток от пожара насчитывал до 10 млн рублей серебряных. Город обеднел, опустел и обезлюдел. Енисейск, прежде красивый и богатый город, выглядел теперь как черное обгорелое поле. На его месте остались безобразные груды мусора, пепла и кирпича. Ни осталось ни чего, кроме стен каменных строений и церквей. Жителей уцелевших домов эвакуировали, так как тундра продолжала гореть. Начался грабеж и мародерство.
После пожара было найдено более 200 сгоревших трупов. В городском анатомическом театре было найдено до 40 трупов, сгоревших заживо, часть из которых обгорели местами, а остальные обуглились. Их застывшие в судорожных однообразных позах тела явно выражали их предсмертные муки. В женском монастыре из 11 монахинь в огне погибло шесть. Об утонувших и погибших в завалах сведений нет, так как малочисленная в то время полиция в первую очередь занималась обустройством выживших людей, оставшихся без крова и средств к существованию. Многие из жителей ходили полуодетые или завернутые в разное тряпье. В городе не было ни лавок, ни притона, ни хлеба. Люди, жившие в нагорной части города, где уцелели около 250 лачуг и несколько деревянных домов дали приют кому смогли. Конюшни, чердаки, подвалы, сеновалы все превращалось в жилье. Кто был побогаче уезжал в Красноярск и другие города, бедных, кому некуда было пойти, полиция определяла по близлежащим селам.
Кто виноват был в пожаре 27 августа 1869 года, в этой страшной катастрофе, за несколько часов похитившей миллионы состояния и сотни человеческих жизней. Было много мнений, отчего же начался пожар. По версии корреспондента «Биржевых ведомостей», Енисейск выгорел от беспечности местного правительства и небрежности местного населения. Около 6 лет в окрестностях Енисейска с юго-западной стороны горел торф на болотах. Он загорелся от так называемых деревянных огней, разводимых суеверным народом в лесу с целью оградить скот от болезни и верующих, что от этого огня ничего дурного не будет. Полицейские власти обращались к городской думе, предлагая приступить к выполнению давно уже составленного проекта на 6 тыс. рублей по охране города от лесных пожаров. «Городская дума, опираясь лишь на поговорку «авось либо ничего» отказывала в средствах, необходимых для исполнения проекта, отговариваясь неимением на этот предмет нужных денег, которых в наличии у думы было более 100 тыс. Так с уверениями, «не бойсь, авось ничего не случится», дело это затянулось более пяти лети может быть потянулось бы и далее пока роковое утро 27 августа не покончило его.» Корреспондент «Деятельности» Никита Скорняков, через год опровергает эту версию, объясняя, что проект этот составлялся в 1857 году, смету в 70 тыс, а не в 6, подготовили к 1860 году. Все это создавалось для защиты города от наводнений и осушения болот, а не для охраны от пожара. Торф горел около двух лет, а не 6, с юго-восточной стороны, а не с юго-западной далеко от построек, поэтому проект, написанный 9 лет назад не мог предугадать надвигающейся опасности. Юго-западный ветер не мог разнести огонь по всему городу с противоположной стороны.
По другой версии пожар начался от поджога. В пожаре сгорели все документы общественного банка, дела и капитал городской думы, а с ними исчезли все средства города. Приехавший в этот день в город с ревизией губернатор Лохвицкий, так и не успел их проверить. Ходили слухи, что не досчитались много золота и серебра в погоревших городских церквях. Некоторые считали, что поджоги могли совершить ссыльные поляки. Относительно поджогов властями и полицией проводилось расследование, после которого было установлено, что причиною пожара была все-таки тундра.
Для материальной помощи погорельцам был открыт в Енисейске комитет под председательством исправника Геца. Первое распоряжение о снабжении Енисейцев продовольствием и одеждой сделал губернатор Лохвицкий. Священник Знаменской церкви (г.Санкт-Петербург) отец Арсений обращался к прихожанам с просьбой о быстрой помощи Енисейцам: «Очерчивая картину страшного пожара и гибели многих семейств, задыхавшихся от дыму и жару, отец Арсений не оставил без внимания и тех опасностей, которые в близком будущем грозят уцелевшим от гибели: голодом и холодом, которые там страшнее и опаснее, чем где-нибудь в другом месте, в другом климате, а не в Сибири, где почти не бывает осени, но за летом прямо наступает зима и метели при 40 градусах мороза, в крае, удаленном от многолюдных и хлебородных округов.» В пользу погорельцев открывались подписки в разных газетах и на местной бирже. Пожертвования стекались в комитет из всех городов Сибири и России. Комитет открыл свои действия 9 сентября, он выдавал денежные пособия, занимался снабжением хлебом и лесом для построек.
Перезимовав и получив помощь от государства, а также и от сочувствующих со всей страны, жители Енисейска начали отстраивать и восстанавливать свой город заново. Благодаря золотопромышленникам и купцам в городе начали возводить больше каменных зданий (жилые дома с магазинами, здания Женской и Мужской гимназий и др.). Восстановленные после пожара и построенные после здания, теперь относятся к памятникам архитектуры. Они придают Енисейску неповторимый облик создают в нашем городе атмосферу уюта и красоты. Сейчас город переживает масштабную реставрацию исторического центра – свое второе обновление. Енисейск готовиться праздновать свой 400-летний юбилей и ожидает гостей со всего мира, чтобы показать быт, культуру и традиции сибирского города с многовековой историей.

Главный методист МКУ «Архив города Енисейска»
Мария Николаевна Перунина


«Биржевы́е ве́домости» (Биржевыя Вѣдомости) — российская дореволюционная ежедневная политико-экономическая и литературная газета; выходила в Петербурге в 1861—188 годах.
«Го́лос» — политическая и литературная газета, выходившая в Санкт-Петербурге ежедневно с 1863 года по 1—1,5 листа, а с 1875 года по 1,5—2 листа, прекратилась в 1883 год; издатель-редактор А. А. Краевский.



Источники:

1.Архив города Енисейска. Ф.6. Оп.1. Д.30.
2. Архив города Енисейска. Ф.6. Оп.1. Д.32.
3. Кытманов, А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края 1594-1893 год/ вступ. Ст. Л.П. Бердникова [Таежная страна Александра Кытманова]. – Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2016. – 888с.
4. Енисейск — музей под открытым небом. Источник: http://my.krskstate.ru/docs/urbans/gorod-eniseysk/
5. Енисейск – отец сибирских городов. Источник: http://www.eniseysk.com/
6. Памятники архитектуры Енисейска. История Енисейска. Источник: http://naov.ru/goroda/eniseyisk.html 

Возврат к списку